Стиль рококо в интерьере
Рококо стал достойным завершением стиля барокко. Стиль рококо — это изящные и изысканно тонкие чувства. "Изящный" становится ключевым словом этой эпохи, для которой характерны уход от реальной жизни в мир пасторальных и мифических сюжетов, театрализованной игры и фантазии.
В моду входит "китайщина" и шинуазри. Интерьеры эпохи рококо стали украшать гобелены с изображением людей в традиционной китайской одежде, пагод и крупных цветов; привезенная из Китая изящная лакированная мебель и знаменитый фарфор; пространство комнат визуально изменялось с помощью передвижных ширм.
Основоположником стиля рококо можно по праву назвать итальянца Ж.О. Месонье, который первым в своих произведениях использовал замысловатые асимметричные формы, а именно — мотив причудливо изогнутой раковины.
В отличие от барокко, стиль рококо получил развитие и признание не только при дворе короля. Французская знать строила свои загородные дворцы и частные дома по канонам рококо. В таких домах комнаты (с закругленными углами) вместе образовывали единую асимметричную композицию, в центре которой располагался парадный зал. Стены оформляются резными панелями и позолоченными орнаментами. Распространенным приемом, позволяющим расширить пространство и придать ему некоторую неопределенность, было украшение зеркалами. Комната эпохи рококо — небольшая, с довольно низкими потолками, в которой царит атмосфера интимности.
Внутреннее убранство салонов и будуаров было несколько перегружено декоративными деталями и предметами мебели. Интерьер, как правило, оформлялся в нежных пастельных тонах. Белый цвет сочетался с розовым, зеленым или голубым; эти сочетания обязательно разбавлялись вкраплениями позолоты.
Впервые в интерьере внимание было обращено на единство всех его составляющих, начиная от элементов декора и заканчивая архитектурой здания. Именно в эпоху рококо интерьер, как никогда ранее, стал соответствовать характеру жизненного уклада. В создании предметов быта учитывались любые мелочи, поскольку они должны были обеспечить максимальный комфорт.
Центральным элементом интерьера считался невысокий камин, покрытый мраморной плиткой, украшенный канделябрами, часами и фарфоровыми статуэтками. Над камином очень часто вешали зеркало в роскошно оформленной раме.
На первый взгляд, мебель в стиле рококо кажется отлитой из цельной пластичной массы. Такое впечатление создается благодаря стремлению растворить отдельные детали в общем объеме вещей. В формах мебели больше не используют четкие прямые линии, симметрию и принципы архитектоничности.
Резьбу по дереву, ранее украшавшую большинство предметов мебели, вытесняют бронзовые накладки, которые становятся удобным средством обработки отполированных и отшлифованных поверхностей предметов. Кроме накладок, для оформления поверхности использовали золоченую резьбу и покрытие цветными лаками.
Интерьеры начинают заполнять чисто женские предметы мебели. Среди них: разнообразные тумбочки, секретер на высоких ножках, картоньерка, где хранились бумаги, туалетный столик с откидным зеркалом.
Эпоха рококо подарила нам такие формы мебели, как шезлонг, бертер и канапе. Мастера стараются сделать мебель не только красивой, но и максимально удобной для женщин, которые в ту пору носили пышные платья.
Ведущим мебельщиком эпохи рококо считается Томас Чиппендейл. В своих произведениях он виртуозно сочетал элементы французского рококо, готические и китайские мотивы, а также основные формы английской мебели. Работы Чиппендейла оказали большое влияние на развитие мебельного искусства в континентальной Европе. Для создание предметов мебели он использовал отполированное красное дерево, которое под рукой мастера превращалось в прихотливо изогнутые спинки и ножки, похожие на звериные лапы.
Чиппендейл является значимой фигурой в истории мебельного искусства. Некоторые предметы мебели, созданные и усовершенствованные англичанином, в своей первоначальной форме остаются актуальными и в наши дни.
Смотрите также
Тренды дизайна - прихожая